2 евро, Эстония (Финно-угорские народы)
Страна: Эстонская Республика | Художник: Al Paldrok и Madis Põldsaar |
Дата выпуска: 16.06.2021 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Литвы |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 12.000 (в coincard) | 1.000.000 | ||
988.000 | 12.000 | — |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
16-18 июня 2021 года в Эстонском национальном музее Татру был проведён VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Помимо вопросов культурного и языкового направления, в ходе встречи были подняты проблемы, связанные с защитой прав и интересов финно-угорских народов. Обсуждалась необходимость в активном межрегиональном и международном взаимодействии финно-угорских народов на всех уровнях: научном, духовно-культурном, государственно-общественном и межгосударственном.
Первый Всемирный конгресс финно-угорских народов проводился в Сыктывкаре в 1992 году. С тех пор конгресс проходит каждые четыре года, а площадкой для его проведения становится одна из стран, на территории которых проживают наиболее многочисленные общины финно-угорских народов: Россия, Венгрия, Финляндия или Эстония.
История формирования и становления народов финно-угорского этноса насчитывает несколько тысячелетий. Сегодня основным ареалом расселения народов финно-угорской группы является Северо-Западная Европа. Различные по численности общины занимают довольно обширные территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья. Единственным народом, принадлежащим к финно-угорской группе, но образовавшим государство на отдалении от основных территорий расселения стали венгры, обосновавшиеся в Карпато-Дунайской области.
Общая численность финно-угорских народов оценивается в 25 млн человек. Из них около 14,5 млн венгров, 6,5 млн финнов, 1 млн эстонцев, 843 тысячи мордовцев, 637 тысяч удмуртов, 604 тысячи марийцев. Они живут в основном в Венгрии, Финляндии, Эстонии и России, а также в качестве национальных меньшинств в Словакии, Сербии, Румынии и Украине. Присутствуют также общины на других континентах.
На всей территории расселения этнической группы археологи находят многочисленные памятники культуры, датируемые началом нашей эры и ранним Средневековьем. На раскопках древних поселений и в местах захоронений в большом количестве встречаются различные предметы быта, традиционные украшения. Вблизи мест древних стоянок — петроглифы и писаницы. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня. Культура и обычаи передаются из поколения в поколение через свадебные обряды, танцы, народные праздники. Часто в быту используются традиционные предметы обихода, национальная одежда и её элементы.
Древние финно-угорские племена оставили после себя богатое духовное наследие. Особенно часто петроглифы и встречаются на скалах Урала и Карелии (в особенности внимания заслуживают районы Онежского озера и Белого моря). Примерное время нанесения наскальных рисунков, по мнению учёных, относится к периоду Неолита. Датируются они IV—III тысячелетием до н.э. Петроглифы этого периода разительно отличаются от иллюстраций времён палеолита, имеют довольно сложную композицию, но при этом достаточно упрощённые, иногда символические изображения животных и людей. Основу мотивов наскальной живописи составляют сцены охоты на животных и птиц.
Онежские петроглифы расположены на протяжении 20 км восточного побережья — от полуострова Кочковнаволок на севере до Гурьих островов на юге. Размещены они неравномерно. Всего насчитано более 1200 наскальных фигур. Размер их составляет от 2,5 см до 4,1 м. Основная часть петроглифов располагается на открытых скалах мыса Пери Нос, Бесов Нос и Кладовец.
Наиболее часто среди онежских петроглифов встречаются изображения лебедя, диких зверей (в том числе морских), лодок, оружия и людей. Помимо этого, можно найти и сложные по композиции картины, отображающие наиболее важные занятия того времени: рыбную ловлю, сцены охоты. Реже главным персонажем картины становится лось. Но основным героем любого изображения неизменно является человек, которого иногда изображают с зооморфными чертами: хвостом, рогами, клювом. По одной версии, так древние художники изображали охотников, подражающих своим жертвам. По другой — эти зооморфные фигуры считаются начальной стадией первобытного творчества, так как передают образы мифологических существ.
Добавить комментарий