2 евро, Греция (100 лет со дня рождения Марии Каллас)

Страна: Греческая Республика Художник: Georges Stamatopoulos (подпись — ΣΤΑΜ)
Дата выпуска: 27.06.2023 Гравёр:
Монетный двор: Монетный двор Греции (Афины)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
• 6.000 (в блистере) • 3.000 (в коробочке) 750.000
741.000 6.000 3.000

Аверс:

2 евро, Греция (100 лет со дня рождения Марии Каллас)На внутреннем диске изображён профильный портрет Марии Каллас вправо. Надпись сверху вдоль края диска: «100 ΧΡΟΝΙΑ ΑΠΟ ΤΗ ΓΕΝΝΗΣΗ ΤΗΣ ΜΑΡΙΑΣ ΚΑΛΛΑΣ» («100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ КАЛЛАС»). Внизу расположено название государства-эмитента «ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΔΗΜΟΚΡΑΤΙΑ». Справа от портрета — знак монетного двора (лист аканта) и год выпуска монеты «2023».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Историческая справка:

Мария Каллас родилась 2 декабря 1923 в Нью-Йорке в семье греческих иммигрантов. Её отца звали Джордж Калогеропулос (ок. 1881—1972), а мать Эльмина Евангелия (ок. 1894—1982). В свидетельстве о рождении будущей певицы было записано имя София Сеселия Калос (англ. Sophia Cecelia Kalos). В 1926 году была крещена как Мария Анна Кекилия София Калогеропулу (греч. Μαρία Άννα Καικιλία Σοφία Καλογεροπούλου). Её отец первоначально изменил греческую фамилию на «Калос», но позже изменил на «Каллас» чтобы её было легче произносить в американской среде.

Maria CallasРано обнаружив в девочке музыкальный талант, мать всячески старалась развивать его и стала заставлять дочку петь и выступать. При этом финансовое положение семьи было не очень хорошим и разногласия родителей закончились разводом. В 1937 году Эльмина вместе с детьми вернулась в Грецию.

Каллас получила музыкальное образование в Афинах. Первоначально мать пыталась записать её в знаменитую Афинскую консерваторию, но безуспешно. Лишь после двух лет обучения в Национальной консерватории в Афинах Мария прошла прослушивание в Афинской консерватории, где училась у знаменитого сопрано Эльвиры де Идальго. Под её руководством девушка усовершенствовала технику бельканто, которую сочетала с драматической концепцией пения. В апреле 1939 года дебютировала на сцене Греческой королевской оперы в роли Сантуццы в опере Пьетро Масканьи «Сельская честь». За годы войны в Афинах певица играла в семи оперных постановках. Большого успеха добилась благодаря главным ролям в операх «Тоска» и «Фиделио».

Однако Мария не была счастлива в Греции, а отношения с амбициозной матерью были сложными. Ей очень хотелось вернуться к отцу в родной Нью-Йорк, и в 1945 году покинула Афины. Однако Америка не оправдала ожиданий девушки. Через два года Каллас вернулась в Европу, где выступала вначале в Вероне, а затем — в Венеции, где пела в основном на драматической сцене. Большое влияние на её карьеру оказал оперный дирижёр Туллио Серафин, который в 1947 году нанял её в качестве солистки для постановки оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда» на Арена ди Верона. Он стал её наставником и другом и постепенно развил её талант. Вместе с ней он изучал ещё несколько оперных ролей.

Maria CallasВ том же 1947 году Каллас познакомилась с Джованни Баттистой Менегини, богатым промышленником значительно старше её, с которым у них сложились отношения, официально оформленные браком 21 апреля 1949 года. Менегини стал её импресарио. Благодаря замужеству Мария приняла итальянское гражданство. С момента замужества и до последующего развода её полное имя было Мария Менегини Каллас. После свадьбы пара отправилась в Южную Америку, где Каллас с большим успехом выступала в Аргентине и Мексике.

Поворотный момент в карьере наступил в Венеции в 1949 году, когда в театре «Ла Фениче» Мария исполнила партию Брунгильды в опере Вагнера «Валькирия». В это время в этом же театре репетировали оперу «Пуритане» Винченцо Беллини с Маргаритой Карозио в роли Эльвиры под управлением дирижёра Туллио Серафин. Однажды вечером Каллас начала петь себе с листка партию Эльвиры. Жена Серафина услышала её и немедленно позвала мужа, чтобы тот её выслушал. Маргарита Карози внезапно заболела, и театр искал замену. Каллас получила роль, но на репетицию у была всего неделя, за это время она ещё трижды спела Брунгильду в «Валькирии». Вся ситуация осложнялась для неё тем, что певица ещё плохо говорила по-итальянски. Именно в этот момент в игру вступили её знаменитые упрямство и самоотречение. Она прекрасно справилась с ролью Эльвиры, все выступления «Пуритан» имели большой успех и пока малоизвестная певица стала звездой. В начале 1950-х годов училась у дирижёра Серафино ряду заглавных партий не только в Венеции, но и в Турине, Риме и Флоренции.

В декабре 1951 года её пригласили в оперный театр «Ла Скала» в Милане, но начало было непростым. Примадонной этой сцены была итальянская сопрано Рената Тебальди при поддержке директора театра и дирижёра Артуро Тосканини. Между двумя дивами было большое соперничество, которое распространилось и на любителей оперного жанра. Помимо большого вокального диапазона, Каллас также преуспела в актёрском таланте, а её харизма произвела сильное впечатление на публику. За следующие несколько лет она зарекомендовала себя и спела 23 партии в «Ла Скала».

В 1952 году Каллас подписала эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией EMI. 17 ноября 1955 года она появилась на сцене Лирической оперы Чикаго в роли Чио-Чио-Сан в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». Всего год спустя она впервые спела в «Норма» Беллини в Метрополитен-опера в Нью-Йорке под овации. Критики считают Норму ключевой фигурой в её репертуаре. Роль страдающей и счастливой, любящей и жестокой жрицы дала Каллас возможность показать то, что делало её особенной: способность идентифицироваться с персонажем и драматическую выразительность. Вокальный диапазон в три октавы позволял ей петь во всех позициях от колоратуры до сопрано. Необычные колоратурные партии почти забытых до того времени итальянских оперных мастеров (Беллини, Доницетти и Россини) были одним из её главных вкладов в оперу ХХ века.

Однако роль Нормы также принесла певице первую неудачу. Когда она проснулась после новогодней вечеринки 1 января 1958 года, то обнаружила, что потеряла голос. До выступления «Нормы» в Римской опере, на котором также должен был присутствовать президент, оставалось 36 часов. Замену театру найти не удалось, и после лечения Каллас наконец решилась выступать. Это оказалось ошибкой: в конце первого акта она уже не могла петь и не вернулась на сцену после перерыва. Каллас оказалась вовлечённой в многолетний судебный процесс. К 1960-м годам стало ясно, что она устала, меньше выступала и в основном записывала пластинки. Её голос также изменился.

Свою последнюю полноценную оперную роль солистка исполнила на сцене в 1965 году выступлениями в Лондоне и Нью-Йорке в роли Тоски. Во время последующего восьмилетнего перерыва в пении она пробовала себя в оперной режиссуре, сыграв главную роль Медеи в одноимённом фильме Пьера Паоло Пазолини, а также преподавала специальные оперные классы в Джульярдской школе. В 1973—1974 гг. прошло её мировом турне, которое закончилось в японском Саппоро 11 ноября 1974 года.

С тех пор Каллас больше не пела, отчасти из-за ряда проблем с голосом. Последние годы своей жизни она провела в относительном уединении в Париже, где умерла от инфаркта миокарда 16 сентября 1977 года в возрасте 53 лет. По её желанию прах был развеян в Эгейском море. Мемориальная доска установлена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Всего Каллас исполнила 47 полных оперных партий, снявшись в нескольких возрождённых оперных произведениях и возродив к ним интерес, что привело к их постоянному включению в современный оперный репертуар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *