2 евро, Монако (250 лет со дня рождения Франсуа-Жозефа Бозио)
Страна: Княжество Монако | Художник: |
Дата выпуска: 25.06.2018 | Гравёр: |
Монетный двор: Парижский монетный двор Франции (Пессак) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 16.000 (в коробочке) | 16.000 | ||
— | — | 16.000 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Известный скульптор Франсуа-Жозеф Бозио (фр. François-Joseph Bosio) родился в Монако 19 марта 1768 года. Очень рано увлечённый скульптурой, Бозио привлёк к себе внимание князя Оноре III, который рекомендовал его парижскому скульптору Огюстену Пажу, у которого он успешно овладел основами профессии.
После недолгой службы в революционной армии он жил во Флоренции, Риме и Неаполе, создавая скульптуры для итальянских церквей в 1790-х годах. На Апеннинском полуострове его наставником являлся знаменитый венецианский мастер Антонио Канова. Его произведения пользовались успехом, и мастера даже звали «французским Канова».
В 1807 году Бозио возвращается во Францию. В 1808 году скульптор был принят на работу Домиником Виваном Деноном, директором музея Наполеона, отвечающего за императорские заказы. На этой должности он участвует в изготовлении 20 барельефов для Вандомской колонны в Париже, создал ряд бюстов Наполеона I и его семьи. В 1817 году Бозио становится профессором в Высшей школе изящных искусств в Париже.
В 1821 году Людовик XVIII сделал Бозио кавалером ордена Святого Михаила и назначил его главным королевским скульптором. В 1828 году Бозио создал грандиозную конную скульптуру Людовика XIV, установленную на площади Побед в Париже, после чего был удостоен звания офицера ордена Почётного легиона. В 1925 году Карл X сделал скульптора бароном.
Выставлял в Парижском салоне композиции на религиозные, мифологические, жанровые темы, работал и как монументалист, выполняя государственные заказы. После 1830 года занимается в основном классикой.
Хотя при Луи-Филиппе I он был лишён своих титулов, Бозио продолжал получать официальные заказы, как способнейший портретный скульптор в Париже.
Умер выдающийся скульптор 29 июля 1845 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
В своём творчестве мастер использует традиции неоклассицизма в его смягчённом варианте. Иногда в произведениях Бозио ощутимо проявляются веяния романтизма. Скульптор идеализирует натуру: женщины у него всегда красивые и изящные, мужчины величавые и мужественные. В течение своей долгой жизни мастер неизменно пользовался благосклонностью правителей Франции той бурной эпохи.
Кроме многочисленных бюстов французской элиты эпохи (Наполеон, Жозефина, Людовик XVIII и проч.) Бозио известен такими блестящими скульптурами как Нимфа Салмакида, конная статуя Людовика XIV (площадь Побед в Париж), памятник Людовику XVI, Генрих IV (ребёнок), квадрига на триумфальной арке (площадь Каррузель в Париже), Геркулес борется с Ахелоем, принявшим облик змея. Многие из его наиболее известных скульптур и статуй сегодня можно увидеть в Лувре.
Известный скульптор являлся отцом хозяйки литературного салона Анаис Бозио, супруги литографа и художника Андре Амеде Шарпантье (1822—1884).
Его брат Жан-Франсуа Бозио (1764—1827) был художником, сын которого Астианакс-Сцевола Бозио (1793—1876) также был скульптором и был известен как «Молодой Бозио».
Память об известном земляке жива в Монако до сих пор.
• Его именем названа площадь в старой части Монако.
• Высшая школа изящных искусств Монако расположена в павильоне Бозио. Репутация этого высшего учебного учреждения высоко ценится в художественных кругах.
• Наконец, победители различных категорий в Международном телевизионном фестивале в Монте-Карло награждаются уменьшенной копией нимфы Салмакиды работы Бозио.
Добавить комментарий