2 евро, Сан-Марино (500 лет со дня рождения Тинторетто)
Страна: Республика Сан-Марино | Художник: Luciana De Simoni (подпись — LDS) |
Дата выпуска: 05.04.2018 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 60.500 (в блистере) | • 2.600 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) | 63.100 | |
— | 60.500 | 2.600 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Тинторетто ((ит. Tintoretto), настоящее имя Якопо Робусти (ит. Jacopo Robusti)) — итальянский художник, один из самых талантливых представителей венецианской школы и последний великий художник итальянского Возрождения.
Большинство его картин представляют целые повествования на холсте. Одной из наиболее характерных черт его работы — игра со светом.
Якопо родился в Венеции предположительно в сентябре или октябре 1518 года. Он являлся старшим из 21 детей красильщика хлопка Джованни Баттиста. Отсюда его прозвище «Тинторетто» — маленький красильщик. С детства Якопо проявлял интерес к живописи.
Имена учителей Якопо не известны. Был принят в мастерскую Тициана, но проработал в ней в течение очень короткого периода времени, и вскоре основал свою собственную студию.
Жил Тинторетто довольно скромно. Его повседневная жизнь не имел ничего общего с шумной и бурной жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Вместе со своей большой семьей занимал скромную квартиру в Венеции.
Известно, что Якопо Тинторетто имел и музыкальный талант и любил ставить музыкальные сценические спектакли. К близкому кругу друзей принадлежат венецианские гуманисты, учёные, музыканты и художники. Среди них переводчик и комментатор Витрувия кардинал Даниэле Барбаро, братья Вениер, искусствовед, издатель, писатель и драматург Лодовико Дольче, капельмейстер Джузеппе Царлино и другие.
Тинторетто амбициозен и очень трудолюбив. Для того чтобы максимально повысить качество своей живописи, изучал гипсовые копии статуй Микеланджело. Известно, что художник изучал в мельчайших деталях человеческую анатомию. Он часто писал модели не только освещаемые солнечным светом, но и при свете факелов, стремясь освоить разнообразные игры света. С ранней юности и до старости он рисовал не только с натуры, но скульптуры и даже манекены. В своей мастерской имел богатую коллекцию слепков.
Большинство своих работ Тинторетто создал для родного города. Художник принимал заказы в основном от религиозных и филантропических братств и был известен своей самоотверженностью. Многократно предлагал свои услуги церкви и государству с единственным условием, что будут оплачены только материалы. Грандиозный цикл в Скуола Сан-Рокко в Венеции был создан за символическую сумму в 100 дукатов в год. Дворец Дожей сохранил многие из работ Тинторетто.
Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения.
В 1566 году Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Якопо Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Академии изящных искусств Венеции. В последующие годы для выполнения нескольких официальных заказов в виде двух композиций для дворца Дожей — снова «старший суд» и «Битва при Лепанто». Оба были уничтожены во время пожара в 1577 году. Художник также участвовал в планировке и дизайне интерьера библиотеки Св. Марко в своём родном городе, готовит серию записей для мозаики, многочисленные портреты.
На протяжении 24 лет (1564—1588) главной работой Тинторетто стала роспись Скуолы Сан-Рокко — одной из шести венецианских больших скуол. Здесь было выполнено 69 картин, многие из них, такие как «Голгофа», необычно большой площади.
После смерти Тициана, Тинторетто и Веронезе стали двумя ведущими художниками Венеции, которые контролируют крупнейшие студии. В период 1581—1590 годов Тинторетто создает четыре батальные сцены в Большом зале Дворца дожей, одна из которых является «Покорение крепости Зара». В то же время создана картина «Битва архангела Михаила с сатаной».
Ни один художник не возвращается так часто к теме Тайной Вечери как Тинторетто. На эту тему он рисовал картины для церквей Сан-Маркуола (1547), Сан-Симеоне (около 1560), Сан-Тровазо (около 1565), Сан-Паулу (1578) и другие. Среди последних работ Тинторетто наиболее известна «Тайная вечеря» для базилики «Санта-Мария-Маджоре» созданная в год его смерти.
Коронным произведением Тинторетто стало монументальное полотно «Рай» размером 22,6 на 9,1 метра, которое считается самой крупной картиной, когда-либо сделанной на холсте. Эскиз картины размером 143×362 см хранится сейчас в Лувре. Сама картина занимает целую стену Большого Совета Дворца дожей в Венеции. Это был последний шедевр 70-летнего Тинторетто. Его художник написал с помощью своего сына Доменико и других помощников.
Якопо Тинторетто умер 31 мая 1594 года в родной Венеции.
У Тинторетто было очень мало учеников. Всецело преданный искусству, он воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), получившая образование под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Старший сын Доменико (1560—1635) помогал ему в работе и оставил свои собственные произведения. Пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Работы Тинторетто оказали влияние на Эль Греко.
Добавить комментарий