2 евро, Сан-Марино (500 лет со дня смерти Луки Синьорелли)
Страна: Республика Сан-Марино | Художник: Marta Bonifacio (подпись — MB) |
Дата выпуска: 05.09.2023 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 56.000 (в блистере) | • 2.600 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + 2 памятные) | 58.600 | |
— | 56.000 | 2.600 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Лука Синьорелли (итал. Luca Signorelli) — знаменитый итальянский живописец, произведения которого относятся к периоду раннего и высокого Ренессанса. Один из учеников Пьеро делла Франческа.
Подлинное имя мастера — Лука д’Эджидио ди Вентура (итат. Luca d’Egidio di Ventura). Известен только приблизительный период появления его на свет — между 1441 и 1450 годами. Никаких записей и свидетельств, указывающих на точную дату рождения живописца, история не сохранила. Известно только, что родился будущий художник в городке Кортона (регион Тоскана).
Несмотря на то, что Синьорелли работал не только в Кортоне, но и во многих других регионах страны, искусствоведы относят его произведения к тосканской школе живописи.
Обучение юноши проходило в Ареццо под руководством Пьеро делла Франческа. В ранние годы Лука пытался подражать стилю Пинтуриккьо, Фьоренцо ди Лоренцо и Бенедетто Бонфильи, творчество которых оказало большое влияние на становление начинающего живописца. Известно, что в 1474 году он покидает Ареццо и начинает работать в Читта-ди-Кастелло.
По воспоминаниям Вазари, последнее творение Пьеро делла Франческа — «Полиптих святого Августина», увидевший свет в 1460-х годах, был создан учителем совместно со своим учеником Лукой Синьорелли.
Даже в самых первых работах Луки уже чувствуется рука зрелого мастера, который осознал свои силы и в полной мере овладел техникой живописи. Синьорелли не только перенял и ассимилировал опыт Пьеро делла Франческа, но раскрыл его новые грани. Наглядным примером является картина «Бичевание Христа», написанная им в середине 1470-х годов.
Во 2-й половине 1470-х годов Синьорелли много работает в Лорето, где создаёт фрески для базилики делла Санта-Каса. Художник выполняет восемь масштабных композиций с изображениями ангелов, апостолов и знаменитых богословов. Все произведения мастера отличаются большой драматичностью и театральностью.
Кисти Синьорелли также принадлежит работа «Завещание и Смерть Моисея», которая украшает Сикстинскую капеллу. Вначале Лука работает там под руководством Перуджино, но после его отъезда самостоятельно завершает роспись капеллы.
Период с 1478 по 1484 год художник проводит в Риме, но затем возвращается на малую родину. В Сиене он пишет цикл фресок, посвящённых житию святого Бенедикта, для украшения монастыря Монте-Оливето-Маджоре. К сожалению, до нашего времени они дошли со значительными повреждениями. Также мастер занимается росписью дворца Петруччи, управляющего города Сиены.
6 сентября 1479 года Синьорелли был избран в Совет восемнадцати, и с тех пор занимал многочисленные государственные должности в Кортоне.
В начале XVI века в городе Орвието завершается строительство соборной капеллы Мадонны ди Сан-Брицио. Для её росписи приглашают Фра Анжелико и Беноццо Гоццоли, которые создают композиции «Христос-Судия» и «Пророки». На завершающем этапе к работе привлекается Синьорелли, контракт с которым, заключенный 5 апреля 1499 года, сохранился в церковных архивах до настоящего времени. Используя эскизы Фра Анжелико, Синьорелли выполняет фрески с изображениями ангелов и апостолов. Остальные работы — «Святая Дева», «Мученики», «Отцы церкви» и «Патриархи» — Синьорелли создаёт по собственным эскизам. Известные сцены из цикла Проповеди, а также Деяний Антихриста и Страшного суда изображены в верхней части стен часовни. Несмотря на популярность темы Судного дня в Средние века, она редко встречается в произведениях живописцев XV века. Но творение Синьорелли является поистине уникальным — по мнению Вазари, это апогей творчества мастера.
Сюжеты фресок посвящены сценам из Апокалипсиса, Евангелия, произведений Якоба Ворагинского и Данте. Левая стена часовни украшена композициями «Рай», «Проповедь и деяния Антихриста» и «Конец света». На правой стене расположены сцены «Восстание из мертвых» и «Ад». Если представить, что находишься внутри картины, то изображения праведников будут находиться справа, «одесную Господа», а грешников — слева.
По словам Вазари, Синьорелли вел себя скорее как дворянин, чем как художник, он одевался и вёл себя со вкусом, занимал различные должности в муниципальных учреждениях Кортоны и был среди важных людей, которые сформировали комиссию для оценки проектов фасада собора Флоренции.
После окончания росписи капеллы Синьорелли ещё несколько раз приезжает в Сиену. В 1507 году он создаёт главный алтарь с композициями из жизни Девы Марии и Иисуса для собора Св. Медарда.
В 1508 году по приглашению папы римского Юлия II Синьорелли в сопровождении Перуджино и Пентуриккьо прибывает в Рим. Перед художниками стоит серьёзная задача — расписать главную залу Ватиканского Дворца. Однако, после того, как они приступают к работе, понтифик меняет свое мнение и поручает роспись Рафаэлю, который полностью переделывает начатое. Синьорелли возвращается в родную Кортону, где трудится с полной самоотдачей.
Во время росписи Кафедрального собора Пассерини, расположенного недалеко от Кортоны, мастер упал со строительных лесов. Покалеченный Лука Синьорелли умер 16 октября 1523 года в родном городе, был похоронен согласно его завещанию в церкви Св. Франциска в Кортоне.
Лука Синьорелли внес огромный вклад в оформление храмов родного города — в редкой церкви Кортоны нет его произведений. Кроме того, мастер работал при дворах богатых властителей — у Лоренцо Медичи во Флоренции и Федериго и Монтефельтро в Урбино. Так, самые известные его работы, созданные для Лоренцо Медичи, — утраченное во время Второй мировой войны полотно «Воспитание Господа» (1490, Флоренция) и хранящееся сегодня в галерее Уффици тондо «Мадонна с младенцем» (ок. 1490 г.).
Желание живописи достичь страстной драмы, выразительности, скульптуры в образе обнаженного тела — характерные особенности индивидуального стиля Синьорелли.
Добавить комментарий