2 евро, Словакия (1150 лет с прибытия миссии Кирилла и Мефодия в Великую Моравию)
Страна: Словацкая Республика | Художник: Miroslav Hric (подпись — mh) |
Дата выпуска: 05.07.2013 | Гравёр: |
Монетный двор: Монетный двор Словакии (Кремница) |
Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
Тираж | |||
UNC | BU | Proof | Всего |
• 4.000 (в составе годового набора «1150 лет с прибытия миссии Кирилла и Мефодия в Вел.Моравию» — 8 монет рег.выпуска + памятная) • 7.000 (в coincard) • 2.000 (в составе филателистическо-нумизматического набора) • 2.500 (набор из 12 памятных монет 2 евро (2009—2019) |
• 10.000 (в coincard) • 300 (в коробочке) |
1.000.000 | |
974.200 | 15.500 | 10.300 |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
На традиционный конкурс по разработке дизайна монеты было представлено 22 работы от 13 художников. Из них в июне 2012 года специальным комитетом Национального банка Словакии был избран лучший проект. Однако в ходе процедуры консультации, Европейская комиссия отклонила первоначальный проект монеты. Национальному банку Словакии пришлось убрать с монеты религиозные символы — святые ореолы и кресты на палии Мефодия. Такое решение Еврокомиссии вызвало возмущение в Словакии. Местные католические епископы отметили, что в нём выражается пренебрежение христианским традициям Европы. После переговоров в декабре 2012 года министра финансов Словакии Петера Кажимира (Peter Kažimír) с министрами финансов других стран еврозоны первоначальный проект монеты всё же был утверждён Советом Европейского союза.
Братья Константин (имя Кирилл он принял перед смертью, 827—869) и Михаил (в схиме — Мефодий, 815—885) родились в византийском городе Солунь (ныне — Фессалоники, или Салоники, Греция) в семье друнгария — офицера византийской армии. Всего в семье было семеро сыновей, из которых Кирилл был младшим, а Мефодий — старшим.
Константин обучался при дворе вместе с малолетним правителем Византии, императором Михаилом III, и с детства проявлял свои неординарные способности. Их обучением занимались лучшие учителя Константинополя, среди которых были Фотий, ставший впоследствии патриархом Константинопольским, и Лев Математик. Константин не испытывал тяги к придворной жизни и мечтал о монашестве. Он принял сан иерея, однако мечтам о монашеской жизни не суждено было сбыться. Он был назначен хранителем патриаршей библиотеки, в Манаврском университете стал преподавать философию. Именно там его прозвали Константином Философом, а также стал известен, благодаря своим знаниям в области искусства риторики и философии. Позднее он выполнял важные дипломатические миссии, носившие церковный и политический характер.
Михаил в юности смог получить звание стратига византийской провинции Славинии, которая располагалась на территории Македонии. Однако затем постригся в монахи.
В 863 году император Михаил III по просьбе моравского князя Ростислава, просившего для славян в Великой Моравии (совр. Венгрия, Чехия, Словакия, часть Украины и Польши) прислать с проповеднической целью епископа и учителя, отправил в этот регион братьев Константина и Мефодия (он к тому времени уже принял постриг и изменил имя).
С их именами связаны введение в Великой Моравии богослужения на славянском языке и создание славянской азбуки (предположительно, глаголицы). Константина и Мефодий со своими учениками проделали большую работу по переводу главных церковных книг (Библия, Псалтырь, Евангелия, свод богослужебных текстов), а также по обучению местных священнослужителей.
Считается, что именно братья принесли в эти земли изображение шестиконечного креста, ставшего одним из элементов герба Словакии.
Введение славянского языка в богослужении вызвало недовольство немецкого духовенства. Они боялись потерять позиции на восточных землях и против Константина и Мефодия начали борьбу любыми средствами. Их главным аргументом была трехъязычные теория, что существует только три священных языка, на которых могут быть выполнены литургии: еврейском, греческом и латинском языках. Устойчивость такого мнения объяснялась тем, что надписи на кресте, на котором умер Христос, были сделаны именно на этих трёх языках.
В 866 году по вызову папы римского Адриана II солунские братья отправились в Рим. Здесь, в столице христианского мира они получили от понтифика специальное послание, в котором им разрешалось распространять славянские церковные книги и проводить богослужение на славянском языке.
Константин умер в Риме 14 февраля 869 года, незадолго до смерти приняв схиму под именем Кирилл. Похоронен в базилике Святого Климента в Риме.
Мефодий был рукоположен архиепископом Моравии и Паннонии, и в 870 году вернулся в Паннонии. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме превосходно оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке.
В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь, где провёл 3 года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги.
Мефодий скончался 6 апреля 885 года, оставив почти 200 учеников. Однако после его смерти противники проведения служб на славянском языке возобновили свою борьбу. В результате славянские богослужения были запрещены, а учеников Кирилла и Мефодия с последователями выслали из Моравии. Изгнанные из своей страны, они переселились в Болгарию, где и образовался новый центр славянской письменности.
В Болгарии и позже в Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве славянская азбука, созданная братьями, получила распространение. В некоторых регионах Хорватии до середины XX века литургия латинского обряда служилась на славянском языке.
Оба брата были канонизированы православной церковью и названы «равноапостольными», а также причислены к святым.
Добавить комментарий