2 евро, Ватикан (750 лет со дня смерти Фомы Аквинского)

Страна: Государство-город Ватикан Художник: Arianna Cicconi (подпись — A.CICCONI)
Дата выпуска: 03.07.2024 Гравёр: Antonio Vecchio (подпись — AV.INC)
Монетный двор: Монетный двор Италии (Рим)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
2 евро Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni 8,5 г 25,75 мм 2,2 мм
Тираж
UNC BU Proof Всего
??? • 67.000 (в буклете) • 9.900 (в коробочке) 76.900
??? 67.000 9.900

Аверс:

2 евро, Ватикан (750 лет со дня смерти Фомы Аквинского)На внутреннем диске изображён портрет святого Фомы Аквинского в одежде доминиканского ордена, к которому он принадлежал, плащ закреплён 8-конечной звездой — одним из символов доминиканского ордена. В левой руке он держит том своей самой важной работы «Summa theologiae» («Сумма теологии»), а в правой — перо. Слева от портрета расположена церковь Святого Фомы в Роккасекке, выше — цветок лилии — символ целомудрия.

Сверху вдоль края диска выгравировано название государства-эмитента «CITTA' DEL VATICANO». Слева от основного изображения указан год рождения философа «1274», справа — год выпуска монеты «2024», под ним — знак монетного двора (литера «R»). Надпись внизу в две строки: «DOCTOR ANGELICUS THOMAS AQUINAS» («АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР ФОМА АКВИНСКИЙ», лат.). Также имеются инициалы художника «A.CICCONI» и гравёра «AV.INC».

По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.

Гурт:

Рифлёный с надписью: 

Историческая справка:

Фома Аквинский (лат. Thomas Aquinos) — выдающийся мыслитель средневековья, сыгравший ключевую роль в формировании католической философии. Основатель томизма, систематизатор схоластики, он был признан церковью самым авторитетным религиозным философом. Прозванный «князем философов» и «ангельским доктором», Фома оставил после себя труды, которые и по сей день оказывают влияние на философию, теологию и этику.

St Thomas Aquinas Carlo Crivelli (15th century)

Портрет Фомы Аквинского работы Карло Кривелли (1476 г., Лондонская национальная галерея)

Одним из важнейших вкладов Фомы в богословие стали его «пять доказательств существования Бога». Эти аргументы, базирующиеся на идеях движения, причины, случайности, совершенства и целесообразности, соединили рационализм античной философии и христианскую веру. Эта гармония между разумом и верой легла в основу его мировоззрения: природа завершается в благодати, а разум достигает полноты через веру.

Помимо теологии, Фома занимался естественной философией, разработав учение об аналогии сущего. Это понятие стало ключевым инструментом для объяснения связи между Богом и миром, подчеркивая, что Божественное и материальное бытие связаны, но отличаются по своему качеству и сущности.

Происхождение и ранние годы

Фома родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ Неаполя. Его отец, граф Ландольф Аквинский, принадлежал к знатному роду, а мать Теодора происходила из богатой семьи Неаполитанского королевства. В семье было семь детей, и младшему Фоме предстояло воплотить амбиции отца: стать аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, символизировавшей влияние рода.

В пятилетнем возрасте мальчик был отправлен в монастырь, где провёл девять лет. С детства он выделялся умом, настойчивостью и глубоким интересом к теологии. Эти качества сделали его идеальным кандидатом для церковной карьеры. Однако, поступив в университет Неаполя в 1239 году, Фома столкнулся с новыми идеями, которые оказали решающее влияние на его судьбу.

В университете он сблизился с доминиканцами, проповедовавшими бедность и преданность интеллектуальному служению. Решение Фомы вступить в доминиканский орден вызвало гнев семьи. По настоянию родственников его заключили в крепость Сан-Джованни, надеясь заставить отказаться от своих намерений. Однако, даже находясь в заточении, Фома продолжал учиться, используя доступные книги и дискуссии с посетителями.

Учёба и преподавание

В 1245 году Фома обретает свободу и принимает монашеский обет. Он отправляется в Париж, где становится учеником Альберта Великого — одного из крупнейших философов и теологов своего времени. В 1248 году они вместе переезжают в Кёльн, где Фома продолжает свое обучение.

Chiesa di San Tommaso d'Aquino (Roccasecca)

Церковь Святого Фомы в Роккасекке — первое в мире религиозное сооружение, построенное в честь Фомы Аквинского

Уже в ранние годы своей научной карьеры Фома проявил выдающийся талант к синтезу знаний. Его первые работы, такие как комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского и трактат «О сущем и сущности», заложили основы его философских взглядов.

Вернувшись в Париж в 1252 году, Фома приступает к преподаванию. Вскоре он становится профессором теологии, что на тот момент было одной из самых престижных должностей в университетском мире. Среди его первых трудов выделяются «Вопросы об истине» и комментарии к произведениям Боэция.

В 1259 году Фома возвращается в Италию, где трудится в доминиканских школах и при папском дворе. Здесь он завершает работу над «Суммой против язычников», в которой защищает христианскую веру от критики и языческих воззрений.

Научные споры и философская борьба

Период с 1268 года становится для Фомы временем ожесточённых споров. Он возвращается в Париж, где сталкивается с противоречиями вокруг наследия Аристотеля. В университетских кругах разворачивается конфликт между латинскими аверроистами, которые интерпретировали труды Аристотеля в духе радикального материализма, и их оппонентами-францисканцами, отвергавшими античную философию.

Фома выступает с критикой обеих крайностей, отстаивая идею католического аристотелизма. Его труды, такие как комментарии к Аристотелю и отдельные дискуссионные вопросы, играют важную роль в формировании умеренной позиции. Однако эти споры стоили ему репутации: в 1272 году, под давлением противников, он покидает Париж.

Последние годы жизни

Фома возвращается в Неаполь, где руководит доминиканской школой и продолжает работу над своим главным трудом — «Суммой теологии». Это произведение, задуманное как систематическое изложение католического учения, остаётся незавершённым. В декабре 1273 года Фома переживает мистическое видение, после которого прекращает работу, заявив, что все написанное им — лишь «солома» по сравнению с открывшимся ему.

В 1274 году по указанию папы Григория X Фома отправляется в Лион для участия во Вселенском соборе. Однако по пути он заболевает и умирает 7 марта в аббатстве Фоссанова.

Влияние и наследие

Фома Аквинский оставил после себя обширное интеллектуальное наследие, включающее труды по теологии, философии, этике и естественным наукам. Его произведения легли в основу томизма — философского направления, признаваемого официальным учением католической церкви.

В 1323 году Фома был канонизирован. Его труды, такие как «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», остаются настольными книгами богословов и философов. В 1567 году он был провозглашён учителем церкви, а его вклад в теологию стал частью программы католических университетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *