|
«Семь таинств» (Рогир ван дер Вейден, ок.1460) |
Крещение (от греч.— «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле.
По учению современных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Обряд состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого при отсутствии возможности погружения, с произношением священником установленных молитв.
В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквях крещение относится к разряду таинств.
В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход которого проповедовал Иоанн. Сам обряд погружения в воду, практикуемый Иоанном, по-видимому, произошел от омовений, принятых в Ветхом Завете, скорее всего, от обряда обращения прозелитов — обращенных из язычников. Вода — символ очищения, символ жизни, но одновременно — и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озёр и источников — священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.
Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати:
Крещение является духовным рождением — после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам церкви (покаяние — в усечённом виде — можно совершать и над некрещеными).
Лютеранская церковь (как и многие другие протестантские церкви) принимает как крещение в младенческом возрасте, так и крещение взрослых. Некоторые протестантские конфессии не крестят детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно и четко понимать, зачем он это делает.
В середине XV века фламандским живописцем Рогир ван дер Вейден была написана композиция из нескольких картин, содержащую серию сцен, совершения христианских таинств в церкви. Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно, изображён в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха.
На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь. На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан). Венчание и Последнее помазание. |
Добавить комментарий