5 евроцентов, Испания (тип 2)

Страна: Испания Художник: Garcilaso Rollán
Годы чеканки: 2010—2014 Гравёр: 
Монетный двор: Королевский монетный двор Испании (Мадрид)
Номинал Материал Масса Диаметр Толщина
5 евроцентов Сталь, покрытая медью 3,92 г 21,25 мм 1,67 мм

Гурт:

Гладкий

Аверс:

В центре — изображение западного фасада кафедрального собора Сантьяго-де-Компостелла. Слева — название государства-эмитента «ESPAÑA». Сверху указан год чеканки монеты. Справа имеется обозначение Королевского монетного двора Испании (коронованная литера «М»). По кругу вдоль буртика расположены 12 звёзд.
5 евроцентов, Испания (тип 2)

Историческая справка:

Кафедральный собор Св. Якова в Сантьяго-де-Компостелла
Кафедральный собор Св. Якова в Сантьяго-де-Компостелла

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Catedral de Santiago de Compostela) является одним из величайших произведений романской архитектуры в Испании и самых важных храмов Европы в Средние века.

Он построен на месте захоронения святого Иакова Зеведеева, одного из учеников Христа. Здесь хранятся мощи святого, и сюда стекаются тысячи паломников поклониться ему.

Согласно легенде, после мученической смерти тело святого Иакова было брошено в лодку, которая, долго скитаясь по волнам, приплыла в Галисию, в верховья бухты Виго, и остановилась невдалеке от места, где сегодня находится современный город Сантьяго-де-Компостела. Спустя восемь столетий, в 813 году, местный монах-отшельник Пелайо увидел путеводную звезду, приведшую его к ковчегу с мощами, остававшимися нетленными.

Весть о обнаруженных мощах Иоанна быстро облетела весь христианский мир. В 896—899 годах король Альфонсо III издал указ, и на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший, по преданию, во время своего служения далёкое путешествие из Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников. На протяжении столетий он является конечной точкой так называемого Пути Святого Иоакова. К XI веку паломничество в Сантьяго-де-Компостела приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую землю).

В 840 году папа римский Лев III специальной буллой повелел перенести епископство из Ивиа в новый город, получивший имя святого Иакова — Сантьяго. Часовня была перестроена в базилику и богато украшена.

Строительство храма, объявленного уже в начале строительства кафедральным собором, над местом захоронения святого Иакова началось в 1075 году во время правления короля Альфонсо VI. В 1100 году папа римский Урбан II приказал считать собор центром архиепископства. Последний камень был уложен в 1122 году. Однако торжественное освящение собора состоялось в 1211 году в присутствии короля Альфонсо IX.

Первоначальный проект собора в романском стиле представляет собой так называемую «паломническую церковь» по образцу тулузской базилики Св. Сернина. Собор, представляющий в плане латинский крест, имеет три нефа, деамбулаторий и трифорий.

Размеры собора: длина главной оси — 97 метров, ширина трансепта — 65 метров, высота главного нефа — 20 метров.

В XVI—XVIII веках храм неоднократно перестраивался и расширялся. В конце концов, собор приобрёл черты стиля барокко.

Это один из самых прекрасных храмов мира, он по-прежнему остается важной христианской святыней, а его уникальность состоит в том, что собор прекрасно просматривается со всех сторон — паломникам он был виден задолго до окончания пути.

Священные мощи святого Иакова хранятся в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонсо III. Усыпанная драгоценностями статуя святого Иакова стоит над его могилой. Для паломников стало традицией обнимать статую по прибытии к святыне.

Интерьер собора практически полностью сохранил свою первоначальную романскую архитектуру. В отличие от богато украшенных фасадов интерьер характеризуется простотой, монументальностью, простором и размерами. Неф собора имеет длину 97 м, Высота интерьера нефа — 22 м.

Поражают своей красотой причудливые фасады собора, причём дизайн всех четырёх абсолютно разный, и дробный декор башен в стиле чурригереско. Внешние стены и внутренность храма щедро украшены скульптурой разных времён, но преимущественно средневековой.

Каждый из фасадов собора образует совместно с примыкающими к ним площадями поразительные архитектурные ансамбли.

Западный фасад был возведён в стиле барокко под руководством Фернандо де Касас Новоа (Fernando de Casas Novoa) в середине XVIII века. По бокам от него возвышаются две средневековые башни, украшенные скульптурным декором XVIII века.

Южный фасад украшен большим числом скульптур, изображающий сцены на библейские темы.

В соборе хранятся не только мощи святого Иакова. Среди других реликвий: шип из тернового венца, который был на Иисусе Христе, голову святого Марка и руку святого Христофора.

Ещё одной достопримечательностью собора является подвешенное к потолку гигантское кадило, самое большое в мире — высотой более метра. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачивания восемью служителями в багряных одеждах. На его наполнение уходит 40 кг угля и ладана.

В 1985 году собор был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *